Планета Вода
Вторник, 06.12.2016, 17:06
Мой сайт
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  •  
    Главная » 2014 » Май » 15 » Планета Вода
    19:13
     

    Планета Вода

    Планета Вода

    И дожидайся, пока не настанет для плаванья время.

    В море тогда свой корабль быстроходный спускай и такою

    Кладью его нагружай, чтоб домой с барышом воротиться.

    Гесиод

    Море - символ стихии, оно неподвластно человеку. Наши предки сделали ошибку, назвав свою планету Землей. Правильнее ее было бы назвать Океаном, ведь вода покрывает более 70 процентов планеты. Эта огромная, находящаяся в бесконечном движении масса жидкости - один из основных факторов, поддерживающих жизнь на Земле. Являясь огромным накопителем тепла, она определяет климат, выравнивает экстремальные температуры, которые в противном случае превратили бы материки в выжженные и вымершие пустыни. Океан образует самое большое и самое древнее царство, в котором обитают живые существа. Он представляет собой важный источник продуктов питания, кладовую ценных минералов и энергетических ресурсов, самый дешевый вид транспорта.

    Сколько легенд, обычаев и суеверий породило море! Уходя в море, человек верил, что оставляет душу на берегу, а себя отдает на милость беспокойной стихии. Море и судно представлялись ему одушевленными. Вода могла быть и другом, и внезапно превратиться в коварного врага...

    Времена и нравы

    На плотах по Нилу

    Море с соленой водой по религиозным воззрениям в Древнем Египте, воспрещавшим употреблять в пищу морских рыб и морскую соль, представлялось царством злого духа (Тифона) и внушало ужас, поэтому до воцарения более свободомыслящего фараона Псамметиха (664 - 611 гг. до н. э.) египетская морская торговля была лишь пассивной. С другой стороны, Нил со своими рукавами, служивший естественным путем сообщения, немало способствовал тому, что в Египте, одной из старейших по культуре стране, очень рано и в широких размерах развилось речное судоходство. На мелководных речных протоках с незапамятных времен использовались легкие плоты с приподнятыми оконечностями, составленные за недостатком леса из связок папируса. Они приводились в движение шестами и служили для перевозки людей и животных, даже быков, и для доставки товаров на рынки. Одно из изображений такого плота относится к царствованию VI династии (середина III тысячелетия до н. э.).

    Выручала козлиная шкура

    Акваланг был изобретен в 1943 году французами Ж.-И. Кусто и Э. Ганьяном. Но его предшественник существовал еще за 15 веков до нашей эры в Ассирии. Он представлял собой надутую козлиную шкуру, снабженную воздухоотводной трубкой. Ныряльщики, утяжелив себя каким-нибудь грузом, обхватывали шкуру руками и опускались на дно. Наиболее опытные "аквалангисты" могли пробыть под водой до двадцати минут.

    Раб вместо паруса

    Ученые считают, что древние греки, первыми научившиеся обтягивать свои лодки звериной кожей, вероятнее всего придумали и парус - самый важный после весла инструмент управления кораблем. Тем не менее греческие суда еще долгое время оставались гребными, они приводились в движение мускульной силой рабов, сидевших на веслах. Древнегреческий флот строился в первую очередь для войны, поэтому именно у греков впервые четко обозначились различия между торговыми и военными судами.

    Мал, да удал

    Историю мореплавания народов, населяющих приморские области Северной и Западной Европы, открывают норманнские мореплаватели - викинги, принадлежавшие к северогерманским племенам.

    Норманнские судостроители создали два основных вида судов - торговое и военное, которые по существу были однотипны: торговое - меньше и проще, военное - более мощно и лучше оснащено.

    Типичное судно викингов по форме было превосходно приспособлено к плаванию в бурных водах Норвежского, Северного и Балтийского морей. Характерны низкие борта и широкая палуба, переходящая в острые, изящно поднятые над водой носовую и кормовую оконечности, на которых, особенно у военных судов, были укреплены резные изображения головы дракона или змеи.

    Щиты воинов вешались на бортах, над отверстиями для весел, которых было до 25 пар. Обычно судно передвигалось под прямым парусом. Его поднимали на единственной мачте, укрепленной в середине палубы. Викингам нравились цветные паруса, особенно полосато-синие. Курс во время плавания удерживался стационарным рулевым веслом, установленным сбоку на корме. Корпуса судов изготовлялись из дуба, остальные части преимущественно из сосны.

    Суда норманнов обычно имели длину 20 - 30 метров, ширину 4 - 6 метров и в средней части высоту от киля до планширя до 2,5 метра. Их грузоподъемность оценивается в 35 тонн. Эти данные внушают уважение, если учесть, что общий уровень технической культуры в Скандинавии был в ту пору намного ниже, чем у древних средиземноморских народов.

    Давным-давно

    Начало судостроения

    Самыми древними свидетельствами начала судостроения являются находки в Дании (местечко Магле Моз) и Англии (местечко Стар Кар). Это части весел, сделанных руками человека эпохи мезолита - почти десять тысяч лет назад. Любопытно, что с тех пор конструкция весла не претерпела практически никаких изменений: та же уключина, та же лопасть.

    Музей напомнит

    Неподалеку от Дунхайского большого моста в Шанхае в 2009 году открылся первый в Китае государственный Музей мореплавания. Своим внешним видом музей напоминает парус. Он состоит из пяти огромных павильонов и двенадцати выставочных зон. Туристы могут познакомиться с историей культуры китайского мореплавания. В числе прочих экспонатов здесь можно увидеть древнейший в мире компас, а также судно, на котором китайский флотоводец Чжэн Хэ совершил кругосветное плавание.

    Книга рекордов

    Трубы - для быстроты

    В XIX веке, чтобы увеличить быстроходность кораблей, на них устанавливали несколько десятков паровых котлов, дымоходы от которых выводились в несколько труб. Рекордсменами по количеству котлов стали английские крейсеры "Поэрфул" и "Террибл", спущенные на воду в 1894 году. На них было установлено по 48 котлов и по четыре трубы. Рекорд же по количеству труб установил итальянский броненосец "Италия", спущенный на воду в 1878 году, - шесть штук.

    Самые-самые...

    * Самым большим парусным судном был корабль "Франция И" (водоизмещение - 5899 тонн), спущенный на воду в Бордо в 1911 году. Длина стального корпуса этого пятимачтового барка составляла 127,4 метра.

    * Самый глубокий океан - Тихий. Его наибольшая глубина - 10960 метров, а средняя - 3800 метров.

    * Самое теплое на Земле море - Красное, оно же и самое грязное.

    Традиции

    И у Тэтчер есть матрос

    С давних времен корабли изображались как один из главных или дополнительных элементов гербов. Корабли и лодки в разных видах встречаются на гербах государств, провинций, областей и губерний, колоний, городов, цехов и дворянских родов.

    Основными элементами морской символики с давних времен были: якорь, якорный крест, корабельный крюк, корма или нос судна, морские животные (дельфин, раковина морского гребешка, русалка, рыбы, раки), "корабельная корона" и старинное судно.

    Герб с морской тематикой заполучила и знаменитая Маргарет Тэтчер, бывший премьер-министр Англии, которой Елизавета II пожаловала титул баронессы, возведя ее тем самым в дворянство. Ее личный фамильный герб поддерживают два щитодержателя, один из которых - моряк с биноклем в руках.

    Жажда виновата

    С тех давних пор, когда на Делосе античный матрос выцарапал на стене дома изображение корабля, среди морских скитальцев повелся обычай при удобном случае оставлять подобную память о себе. Картинки с сюжетами из жизни моряков красуются на прокуренных стенах старых портовых вертепов. На стене кабачка между мысом Аркона и Антверпеном проиллюстрированы злоключения двух пьянчужек. Эти красноносые матросы прикладывались к бутылке прямо на вахте. Прокатившаяся по палубе волна смыла их за борт. И вот оба веселых парня барахтаются в воде, причем один из них старается поднять бутылку повыше, а другой, выныривая, проверяет, не попала ли в наполовину выпитую бутылку вода. Этот анекдот чрезвычайно правдиво отражает нравы старых моряков. На океанских судах матросов неизменно мучила жажда. И столь же неизменной была традиция промочить пересохшее от ветра и морской соли горло глотком крепкого напитка.

    Впервые

    Пассажирами стали колеса

    В 1819 году американское судно "Саванна" совершило первый в истории переход через Атлантику с помощью парового двигателя. Котлы нагревались дровами, паровая машина приводила в движение гребные винты из кованого железа, размещенные по бортам. Но запускали паровую машину лишь при полном штиле или очень слабом ветре. В остальное время трехмачтовая "Саванна" шла под парусами, а гребные колеса снимали с вала и поднимали на палубу, чтобы они не мешали движению. "Саванна" шла порожняком, потому что никто из пассажиров не рискнул купить на корабль билет.

    Экология

    Океан избавился от грязи

    Недалеко от крупнейшего города Австралии - Сиднея - 27 августа 2007 года произошло удивительное природное явление. Океан выбросил на берег огромное количество пены, затопив ею не только пляж, но и прилегающие дома. Журналисты окрестили это явление "берег капучино".

    Юные любители серфинга, ожидавшие волну, буквально за минуту оказались в самом центре пенящегося тайфуна. Пузырьки прилипали друг к другу, к людям и предметам, так что берег утонул в пене за считаные минуты. Люди при этом не пострадали. Напротив, необычный прилив пены вызвал оживление у отдыхающих. Пенистая масса захватила участок берега длиной 50 километров.

    Ученые полагают, что невиданное ранее скопление пены около Сиднея образовалось из-за избытка загрязненной воды в океане.

    Кормит углекислый газ

    Поверхности морей и океанов поглощают из воздуха миллиарды тонн углекислого газа в год. Этот газ вбирают в себя водоросли.

    Естественный продукт

    Рыбаки из стран Карибского бассейна издавна перед выходом в открытое море жевали корень имбиря, утверждая, что он помогает от морской болезни. Кроме того, имбирь не вызывает, в отличие от химических препаратов от укачивания, побочных эффектов - сухости во рту, сонливости, падения кровяного давления. Одна швейцарская фирма в конце ХХ века начала выпускать пилюли с этой пряностью, рекомендуя их при морских путешествиях.

    Зыбкие острова

    У тихоокеанского побережья Америки обитает бурая водоросль, длина которой достигает 200 метров. Ее псевдостебель прикреплен к морскому дну на глубине от 2 до 40 метров. На поверхности же плавают плоские образования, напоминающие листья. Нередко эти водоросли образуют целые плавучие острова.

    Мокрые звуки

    Море наполнено звуками, их издают все живые существа - от китов до креветок. Люди с помощью гидрофона подслушали звуки подводного мира и описали их, прибегая к всевозможным сравнениям: гудение, гоготанье, щебетание, кудахтанье, треск, кваканье, барабанная дробь, скрежет, стоны, мычание, воркование, щелканье, писк, зазывание и свист. Звуки обитателей моря можно также сравнить со стуком падающего вниз по трубе угля, со скрежетом тяжелых цепей, дребезжанием подшипника в поршневой машине, неровным постукиванием лодочного мотора, который должен вот-вот заглохнуть, шипением мяса на сковородке, глухими ударами по пустой бочке, с визгом пилы, разрезающей лист металла.

    По морям, по волнам

    Королевская выдумка

    Многие мореплаватели, направляющиеся в Юго-Восточную Азию, избегали знакомства с мысом Горн. Они предпочитали путь вокруг мыса Доброй Надежды, хотя он также слыл одним из самых бурных уголков Атлантики. Скалистый массив на южной оконечности Африки - Стоглавая гора - нередко оказывалась последним клочком земли, который моряки видели в своей жизни.

    Своим названием мыс Доброй Надежды обязан не моряку. Для матросов парусных кораблей он остался мысом Бурь. Доброй Надеждой он назывался еще со времени его открытия Б. Диашем. Лишь жаждущему сокровищ Индии португальскому королю Жуану II пришло на ум дать мысу это необычное имя: после первого плавания вокруг Африки он надеялся добраться до Индии. Моряки называют его, самое большее, просто мысом Надежды.

    Предшественник Колумба

    Еще за шесть веков до Колумба, на рубеже Х и XI веков викинги высадились на побережье Северной Америки. Норвежец Лейф Эйриксон с товарищами достиг на своем судне неизвестной земли, где сегодня расположен американский город Бостон. Здесь в живописных долинах произрастали дикий виноград и маис, а в быстрых реках серебрился лосось. Пораженные обилием зелени викинги назвали незнакомую землю Винландом - Страной винограда.

    Охотились за золотом

    Слово "пират" в переводе с греческого языка означает "искать свое счастье". Пиратство расцвело после открытия в 1492 году Христофором Колумбом Америки - страны, богатой золотом. Испанские корабли стали вывозить его в свою страну, а пиратские корабли Англии и Франции охотились за ними, щедро делясь добытым золотом со своими монархами.

    Веселый Роджер

    Пираты североевропейских стран, в том числе и голландские, в качестве своего отличительного знака поднимали на мачтах синие флаги. Это был цвет смерти. Старинная фрисландская пиратская песня начиналась словами: "Вздымайся, синий флаг". У корсаров романских стран флаг представлял собой черное полотнище с белым черепом и перекрещенными берцовыми костями. Именно этот флаг и получил название "Веселый Роджер".

    Только для богатых

    Голландцы первыми в XVI веке стали плавать под парусами ради собственного удовольствия и спортивного интереса. Посещавшие Голландию иностранцы обращали внимание на небольшие изящные одномачтовые суда с уютными и комфортабельными каютами. Они принадлежали богатым людям и предназначались для отдыха и морских прогулок, чему в немалой степени способствовали водные пути, подходившие буквально к порогу каждого дома.

    Божественный ветер

    Однажды на рассвете японские рыбаки, собираясь выходить в море, вдруг увидели на горизонте бесчисленное множество кораблей. Все бросились к оружию. Однако монгольский флот вторжения был уже слишком близко. Попытка помешать монголам высадиться на берег казалась совершенно безнадежной. Но тут на помощь пришла сама природа. Внезапно налетевший штормовой ветер погнал главные силы монгольского флота обратно в море. Джонки одна за другой шли ко дну. С тех пор японцы называют ветер "божественным".

    На волоске

    В Венесуэле второй по величине порт носит название Пуэрто Кавельо, что в переводе означает Волосяная гавань. Такое название ему дали моряки. В этой части Карибского моря вода так спокойна, что, как уверяют, судно можно удержать у причала, привязав его обычным волосом.

    Белый лоцман

    У северных берегов Новой Зеландии находятся очень опасные рифы. Летом 1871 года матросы корабля "Бринл", пробиравшегося в тумане среди скал, неожиданно увидели огромного белого дельфина. Он плыл впереди корабля, как бы ведя его за собой, и скрылся, когда рифы остались позади. С тех пор моряки всех судов, проходивших здесь, встречали необычного лоцмана. Благодаря ему ни одно судно не разбилось о рифы в этом опасном месте. Под охраной закона дельфин продолжал свою лоцманскую службу до 1912 года. Что заставило его в течение сорока лет провожать корабли через рифы, так и осталось загадкой.

    Заколдованная гавань

    Гавань Барио де Санта Мария близ испанского города Кадиса известна тем, что заходящие в этот порт суда опаздывают с выходом в море или уходят с неполным составом экипажа. Дело в том, что фасады всех домов на набережной имеют форму корабельных форштевней. Эта схожесть домов с кораблями вводит в заблуждение моряков, возвращающихся из портовых кабачков в нетрезвом виде.

    Штормовое предупреждение

    Славой самых штормовых районов Мирового океана пользуется побережье Южной Азии с его постоянными муссонами - мыс Доброй Надежды (южная оконечность Африки) и мыс Горн (южная оконечность Америки). В северных морях, закрытых от океанских ветров, шторма не такие жестокие. А во внутренних морях (Средиземное, Черное) риск попасть в сильный шторм вообще незначителен. Самым же беспокойным местом в Европе является Бискайский залив у берегов Франции и Испании.

    Пора свистеть

    Во время мертвого штиля "хорошим тоном" считалось на борту судна свистеть. Моряки верили, что свистом можно заманивать ветер в паруса. И напротив, страшное наказание ожидало беспечного моряка, который осмеливался насвистывать любимую песенку, когда судно шло полным ветром, особенно у мыса Горн.

    Приметы

    Если первое, что увидишь с утра, - это свинья, предстоящее морское путешествие будет несчастливым.

    Рыбацкие сапоги не вноси на борт на плече (так вносили гроб) - только под мышкой.

    Ну и ну!

    Писатели знали, что будет беда

    28 июня 1884 года из английского порта Саутгемптон к берегам Австралии вышла яхта "Миньонетт" с экипажем из четырех человек. Среди просоленных морских волков оказался и новичок - сбежавший от родителей семнадцатилетний юноша Ричард Паркер. Яхта попала в шторм и затонула. Ее экипаж оказался в спасательной шлюпке без запасов еды и питьевой воды. Шестнадцать дней дрейфа сломили людей. Первым не выдержал юноша - он стал пить морскую воду и быстро ослабел. Тогда остальные съели его.

    Когда морских скитальцев подобрало судно "Монтесума", кто-то из них проболтался о том, как исчез их напарник. Дело дошло до суда. Газета "Таймс" описывала ход судебного процесса. И тут кто-то вспомнил, что еще полвека назад, в 1838 году, все подробности этой трагедии описал писатель Эдгар По в "Повести о приключениях Артура Гордона Пима". Совпало даже имя погибшего - в повести его тоже звали Ричард Паркер.

    * * *

    В Нью-Йорке в 1898 году малоизвестный писатель Морген Робертсон выпустил в свет роман, в котором был такой эпизод. Пассажиры отправляются в путь через Атлантику на корабле "Титан", который в тумане протаранил айсберг. "Предсмертные вопли трех тысяч охваченных ужасом пассажиров взмыли к небу". Добавляет и такую деталь: "Непотопляемый, несокрушимый лайнер имел на борту значительно меньше шлюпок, чем предусматривалось морским правом". И далее писатель указывает характеристики корабля: длина 243 метра, водоизмещение 45 тысяч тонн, мощность двигателей 75 тысяч лошадиных сил, максимальная скорость 25 узлов, четыре трубы, три винта, две мачты. Подобных кораблей в то время не было, книгу вскоре забыли. Но через 14 лет вдруг выяснилось, что писатель с большой достоверностью описал гибель "Титаника". Совпали даже фамилии некоторых пассажиров. Кое-кто предлагал даже отдать его под суд. Но за что?..

    Чудеса, да и только

    Эльм иногда возвращается

    Огнями святого Эльма мореходы называют яркое свечение, вызываемое накоплением электрического заряда во время грозы, которое часто появляется на мачтах и реях кораблей. Свечение можно увидеть и вокруг пробивающегося через тучу самолета, а иногда и просто в высокогорных районах, когда грозовая туча проходит над высоким пиком.

    Это поразительное природное явление с романтическим названием "Огни святого Эльма" относится к виду тихих электрических разрядов. В естественных условиях оно наблюдается исключительно в ночное время в виде светящихся кисточек, струй, шлейфов, покрывающих шпили высоких строений, оснастку судов и вершины других предметов. Капитан парохода "Моравия" А. Симпсон вспоминал: "В течение целого часа в небе полыхали молнии. Стальные канаты, верхушки мачт, нок-рей, концы подъемных стрел - все светилось. Казалось, на всех штагах через каждые четыре фута повесили зажженные лампы, а на концах мачт и нок-рей засветили яркие огни. Словно мириады цикад поселились в оснастке, или с треском горел валежник и сухая трава".

    Легенда связывает появление чудесного свечения со святым Эльмом (Эразмом, Эрасмусом), покровителем моряков Средиземноморья, который умер во время сильного шторма. Перед смертью он обещал морякам, что непременно явится им в том или ином виде, чтобы сообщить, суждено ли им спастись. Вскоре после этого на мачте появилось странное свечение, которое моряки и восприняли как явление либо самого святого, либо посланного им знака во исполнение своего обещания.

    А вот для корабельных радистов огни святого Эльма создают особые трудности, сильно электризуя радиоантенну.

    Словотворчество

    Безмятежное на вид

    Слово "море" одно из древнейших в нашем языке. На вид оно ласковое, безмятежное, но это обман. "Мара" - это мечта, призрак, иллюзия. Индийский демон Мара искушал Будду и потерпел поражение. Но в своих владениях, в нашем мире, остался всемогущ. Море - вечно изменчивое, ласковое и коварное - его истинный дом.

    Анекдот

    Чего бояться?

    Один моряк собрался в плавание.

    - Где умер твой отец? - спрашивают его.

    - Погиб в море.

    - А дед?

    - Тоже в море.

    - А прадед?

    - Тоже в море.

    - Так зачем же ты собираешься в плавание?..

    - А где умер твой отец? - спросил моряк собеседника.

    - В постели.

    - А дед?

    - Тоже в постели.

    - А прадед?

    - Тоже в постели.

    - Так почему же ты не боишься ложиться в постель?

    Кораблекрушения

    Подробности - в "Одиссее"

    Только древним египтянам, украшавшим иероглифами даже свои письменные палочки, мы обязаны самыми древними сведениями о кораблекрушениях. Один иероглифический текст, составленный, вероятно, во времена Среднего царства, гласит: "Корабль умер. И ни одного из тех, кто был на нем, больше не осталось. Я был выброшен морской волной на остров и провел три дня в полном одиночестве, и лишь сердце мое было мне сотоварищем. Я спал под кроной дерева и обнимал тень. Затем направил я стопы на поиски чего-либо, что можно положить в рот. Я нашел фиги, виноград и всевозможные луковичные растения".

    Кладезь сведений о кораблекрушениях древности - "Одиссея" Гомера. Герой этого древнейшего морского эпоса многократно попадает в самые затруднительные положения.
    Просмотров: 156 | Добавил: mquall | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Copyright MyCorp © 2016
    Бесплатный хостинг uCoz