"Ваг-вагы"
Четверг, 08.12.2016, 05:06
Мой сайт
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Январь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  •  
    Главная » 2014 » Январь » 18 » "Ваг-вагы"
    01:59
     

    "Ваг-вагы"

    Детали, имеющие оригинальные особенности и известные под названием ваг-вагы, относятся к числу изображений живых существ.

    Ваг, или вакин - это, как уже говорилось, фантастическое дерево, плоды которого похожи на голову человека или животного. Его листья появляются утром, а вечером опадают. У тюркоязычных народов это дерево до недавнего прошлого называлось также данышан-агач (говорящее дерево).

    В сборнике "Милли тетеббулёр меджмуеси", описывая поход Александра Македонского в Индию, так объясняет слово "ваг-ваг": ...После этого они побывали также на острове Ваг-ваг, а здесь царствовала дочь короля и росли деревья, плоды которых переговаривались между собой: "Ваг-ваг"...*

    В средневековых орнаментах вагом обычно называли стилизованные изображения головы человека или голов слона, льва, собаки, козы и других животных, которые помещались обычно в спиралях (пичеках) с двойным контуром (веткой - самцом) или одинарным (веткой - самкой - см. рис. 68). С XI-XII веков эти изображения помещаются уже на стыках спиралей (в развилках веток), а в XIII-XIV веках они находятся на кончиках веток или пичеков. В XV-XVII веках головы изображаются в центре растительных элементов, нарисованных кривыми линиями, и особенно в цветах больших размеров (рис. 69), а в большинстве случаев изображаются за цветочками (рис. 69). Интересно отметить, что изображенные на заднем плане птицы повернуты вниз головой. Такое изображение птицы, чаще всего соловья, - на заднем плане вниз головой - является символом любви, подобно тому, как в классической азербайджанской литературе и в народном эпосе любовь символизируют весна и особенно роза и соловей. Кроме этих элементов, иногда встречается изображение змеи вниз головой, что в свое время имело определенное религиозно-фантастическое значение и было связано с каким-то повернем (см. ковры с изображением дракона). Это изображение обогащало форму элемента.

    Рис. 68. Фрагмент халы с изображением 'вага', сотканного в XVII веке в Индии
    Рис. 68. Фрагмент халы с изображением 'вага', сотканного в XVII веке в Индии

    Живший в XVI веке видный азербайджанский художник и поэт Садык-бек Афшар в своем произведении "Ганун ассувар" пишет следующее о ваге в разделе, посвященном живописи:

    Тебризские ковры, а также "Баиловские камни", относящиеся к XIII веку и найденные на дне моря близ Баку, свидетельствуют о том, что мотивы ваг-вагы использовались самостоятельно (рис. 70). Здесь изображения животных уже не имеют символического характера и не связаны с религиозными поверьями. На камнях ваги были использованы для украшения мест, оставшихся незаполненными, между высеченными на них надписями (то есть были использованы как заполняющий элемент).

    Рис. 70. Найденные в Каспийском море баиловские камни с изображением вагов. XIII век. Хранится в Баку, в коллекции Дворца Ширваншахов
    Рис. 70. Найденные в Каспийском море баиловские камни с изображением вагов. XIII век. Хранится в Баку, в коллекции Дворца Ширваншахов

    Просмотров: 111 | Добавил: mquall | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Copyright MyCorp © 2016
    Бесплатный хостинг uCoz